Школа большого города

Новости

Выдержки из стенограммы заседания экспертного совета при заместителе Председателя Государственной Думы Ирине Яровой

Выдержки из стенограммы заседания экспертного совета при заместителе Председателя Государственной Думы Ирине Яровой по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности детей

25 января 2018 года

И.А.Яровая

Доброе утро!

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

Не так давно на координационном совете при президенте мной было высказано предложение о том, чтобы в России появилось цивилизационное наследие России, как совокупность знаний, информации, представлений о том, что является золотой сокровищницей России, сформированной поколениями на протяжении тысячелетия.

… цивилизационное наследие должно быть таким ценностным ориентиром. Это то, что формировало славу, гордость и отличие России, то, что является цивилизационным вкладом русского народа в историю, вообще, человечества.

Поэтому нам очень отрадно, что первым, кстати, откликнулась Москва, вот когда только состоялась встреча у президента, обратная связь сразу пошла от разных субъектов и Москва первая вышла на контакт и сказала о том, что у них есть свои предложения и подходы к тому, как можно было бы это реализовать.

Я бы хотела предоставить слово Исааку Иосифовичу Калине, уж поскольку Москва у нас пионером откликнулась на эту идею, выслушать предложения Москвы в этом вопросе.

Калина И.И. Спасибо, Ирина Анатольевна. Как-то неожиданно это, вот не даете послушать.

Первое. Я думаю, что мы точно не должны тратить время на обсуждение поддерживать, не поддерживать идею. Это, по-моему, такая аксиома, по которой, к сожалению, затянулось решение. Но если говорить о практике, то я бы, что просил? Конечно, нужны учебные материалы. Причем, конечно же, эти учебные материалы нужны и в электронном виде для размещения вот нам, например, в московской электронной школе и я надеюсь, тогда, Татьяна Юрьевна, и в российской электронной школе мы обмениваемся материалами. И самое главное, вот, наверное, тут может кто-то меня не поддержит, но я всегда говорил и говорю, что вообще историю-то хорошо бы изучать от ближнего к общему. То есть у нас зачастую наши ученики лучше знают историю Занзибара, чем историю своего района. Поэтому мы сейчас провели очень большую работу, например, по учебнику английского языка, не удивляйтесь, из которого мы вытащили, ну, значимую часть материалов, скажем, про Лондон и прочие города, но вставили туда абсолютно без какой-либо потери для содержания учебника, для методики учебника материалы о Москве. И я думаю, в электронном виде эти учебные материалы могли бы дать возможность каждому поселку, что у них есть что есть у района, что есть у региона, выйти через это уже на общероссийские. И, конечно же, мне кажется, что нужен очень мощный раздел про вклад России в мировое наследие. А дальше, конечно, нужно очень грамотное методическое пособие, в котором, на самом деле, мы помогли бы учителям понять движение вот это, от ближнего к общероссийскому. И ребятам там легче понимать гораздо, когда сначала говорят о том, что их окружает. А, слава Богу, в России, в каждом посёлке, можно найти то, что относится, на самом деле, к серьёзному наследию. И, конечно же, мне кажется, что это методическое… вот где у вас есть, скажем, крайности в работе с ребятами? Мы все понимаем, что наше прошлое – это мощнейший фундамент для нашего будущего. Но тут наступают две крайности: или этот фундамент попытаются, что называется, снести. И мы с вами помним, мы с вами, Ирина Анатольевне, когда-то, лет восемь назад обсуждали некоторые учебники, в которых были попытки снести фундамент.

Или другая крайность, когда это подаётся как потолок, ограничивающий сегодняшнее поколение. И первое, и второе крайне опасно. А поэтому мне кажется, что методическое пособие именно должно отражать, что наше наследие – это наш фундамент, на который мы опираемся, но не потолок, в который мы упираемся, чтобы это была мощнейшая мотивация молодёжи свой вклад в наследие вносить, а не только гордиться тем, что сделали наши предшественники. Вот я очень боюсь, чтобы это не было потеряно.

Поэтому если будут такие материалы, а мы готовы участвовать и в их разработке, если это имеет смысл, и мы готовы их размещать. Мы готовы провести апробацию. Причём, Ирина Анатольевна, мы предложили бы и вам стать куратором апробации в городе Москве, в кадетских классах.

У нас сегодня почти 15 тысяч, вот … хорошо знает это, что у нас почти 15 тысяч кадет сегодня в Москве. И у них у всех есть углублённое изучение истории. И, конечно же, мы бы хотели, чтобы вот такой проект, мы готовы сначала апробировать на кадетских классах. И я уверен, это потом легко пойдёт во все остальные классы.

Единственное, что вот меня напрягло, когда Татьяна Юрьевна сказала про, с какой, мне показалось, может, я зря подозреваю, но показалось ударение на слове «внеурочное, дополнительное и так далее».

Я думаю, что это всё-таки должно быть частью содержания многих предметов. Более того, обязательно это содержание должно войти в материалы экзаменов в 9-м классе и экзаменов в 11-м классе, иначе нас не поймут ни учителя, ну и, к сожалению, ни родители. Родители – народ очень прагматичный. Они хотят, чтобы дети учили то, что им поможет успешно сдать экзамены. Причём я не вижу никаких препятствий, вот мы, например, обсуждали с Сергеем Сергеевичем Кравцовым и договорились, что, в материалы ЕГЭ и ОГЭ английского языка обязательно начнут входить материалы, когда ученик на английском языке, но рассказывает о своей Родине, о своём городе и так далее, и так далее.

Поэтому, Ирина Анатольевна, готовы всеми возможностями поддержать проект. И очень надеемся, что вы лично, ваши коллеги станут кураторами апробации этого содержания в школах Москвы.

И.А.Яровая

Спасибо большое.

Я бы хотела вас поблагодарить особо за то, что вы обозначили точно сущность задачи. Наша общая цель - соединить, на самом деле, все предметы, которые есть в системе образования и обучения ребёнка общим ценностным ориентиром.

Коллеги, вот по первому вопросу мы предлагаем координацию рабочей группы, заявиться может каждый член экспертного совета в ее состав.

И мы будем признательны, если это так и будет.

А мы предлагаем взять эту координацию на себя ректору Московского педагогического государственного университета Алексею Владимировичу Лубкову, и предлагаем также, Исаак Иосифович Калина, также вам вот стать двумя координаторами.