Школа большого города

Новости

Заседание Президиума Правительства Москвы, 6.02.2018

Заседание Президиума Правительства Москвы, 6.02.2018

Сергей Собянин: Добрый день, коллеги! Сегодня рассмотрим выполнение программы образования Москвы «Столичное образование». За последние годы значительно выросла доступность образования: почти на 50 процентов увеличилось количество дошкольников, на четверть — количество школьников. Исчезли очереди, которые были в прежние годы, когда десятки тысяч людей не могли попасть в дошкольные учреждения. За эти годы было построено около 300 образовательных учреждений, качество образования по основным параметрам улучшилось практически в два раза, по некоторым параметрам и более.

Тем не менее перед нами стоят серьезные задачи по дальнейшему совершенствованию, улучшению качества образования, услуг, которые оказываются в наших школах. Эти задачи должны выполнять «Московская электронная школа», предпрофессиональное образование, интеграция различных уровней образования, начиная от детского, дошкольного, заканчивая профессиональным университетским.

Исаак Иосифович (Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Исаак Калина), пожалуйста, доложите.

Исаак Калина: Спасибо, Сергей Семенович! Я позволю себе просто проиллюстрировать, по сути дела, то, что вы сейчас сказали, некоторыми цифрами. Если, как говорят, все познается в сравнении, то в 2017 году у нас была не одна возможность сравнить результаты московских школ, учителей, школьников, на международном в том числе уровне. И мы можем сказать с благодарностью учителям, педагогическим коллективам, что результаты московских школьников очень даже хороши и при международном сравнении. Надо сказать, что, наверное, этого удалось добиться благодаря оптимальной на сегодня структуре наших учреждений, когда многопрофильные школы имеют возможность интегрировать, по сути дела, для жителей микрорайонов все возможности города, которые сегодня только можно предоставить нашим ребятам.

Как вы уже сказали, у нас серьезно выросло количество дошкольников, но и число школьников растет очень значительно. Сегодня нет проблем у жителей Москвы с детьми старше двух лет восьми месяцев, мы вовремя предоставляем место в саду по мере взросления детей. Но надо сказать, что нам стало значительно легче решать и задачу со школами, потому что сегодня почти 90 процентов родителей первоклассников выбирают школу в районе официального проживания.

Сергей Собянин: Вообще, это удивительно, да, Исаак Иосифович? Потому что у нас иногда до половины родителей не проживают в районе, где они официально прописаны. И при этом мы не подвигаем родителей отдавать детей в школу не там, где они фактически живут, а там, где формально прописаны.

Исаак Калина: Сергей Семенович, можно, я отвечу? Когда-то, много лет назад, вы мне сказали: «Давайте ориентироваться на фактическое проживание». С той поры мы ориентируемся на фактическое проживание. Более того, вы видите, 60 процентов ребят после детского сада детский сад — составная часть школы — продолжают потом учебу в этой же школе, по сути дела, никуда уже не переходя. Поэтому и детсад, и школу родители выбирают скорее по месту фактического проживания.

Сергей Собянин: Тогда не нужно писать, что в районе официального проживания, а нужно писать, что в районе фактического проживания. Вы уточните эту информацию. Я не верю, что у нас 90 процентов первоклассников ходят в ту школу, возле которой родители официально проживают. Слишком большое несоответствие между пропиской и фактическим проживанием. Я просто прошу уточнить.

Исаак Калина: Хорошо. Сергей Семенович, так как мы в последнее время благодаря электронной очереди смогли сделать микрорайон достаточно большим, то имеется в виду, что они живут в том же микрорайоне. Это может не совпадать точно, но эти школы находятся в том же микрорайоне.

При этом сегодня у нас в общеобразовательных школах серьезно увеличилось количество детей с инвалидностью. Все больше и больше таких детей хотят учиться вместе со всеми, но это, естественно, требует создания условий, это очень серьезная задача. Сегодня наши крупные, солидные школы имеют все возможности для создания таких условий, тем более что дети-инвалиды финансируются с большим повышающим коэффициентом, этих средств хватает для создания…

Сергей Собянин: Но надо иметь в виду, что коррекционные школы там, где необходимо, и в том объеме, в котором необходимо, сохраняются. Более того, мы усилим их материальную базу, улучшим обеспечение электронными средствами образования. Но надо делать акценты правильно, учитывать, что мы не только даем возможность инклюзивного образования, но и сохраняем возможность посещения специализированных школ.

Исаак Калина: Я хотел дальше немножко сказать. Самое главное, что ученики этих специализированных школ сегодня уже не просто там живут, они на самом деле стали показывать очень хорошие результаты. Вы знаете, что есть школы для слепых детей, сегодня у нас мальчик из этой школы выиграл городскую олимпиаду по химии и будет в составе сборной города участвовать во всероссийской олимпиаде. И таких примеров все больше и больше. То есть не просто сохранение, а именно нацеленность на результаты. И вы видите, на национальном чемпионате «Абилимпикс» и на всех олимпиадах эти ребята показывают очень хорошие результаты. Они стали намного чаще сдавать Единый государственный экзамен, который дает им возможность конкурировать с другими абитуриентами при поступлении в вуз, многие из них поступают в вузы уже по результатам Единого государственного экзамена. Правда, для этого пришлось создавать особые условия для сдачи Единого государственного экзамена детьми-инвалидами. У нас есть специальные пункты приема ЕГЭ, где соблюдаются все требования Рособрнадзора, и эти дети могут там его сдать. Вы уже сказали про строительство. Я, Сергей Семенович, позволю себе добавить, что не только увеличилось количество, но и совершенно изменилось качество тех зданий, которые мы получаем для дошкольников, школьников. Это просто несравнимо с тем, что было еще шесть-семь лет назад: совершенно другое качество, по-другому оборудованы здания, то есть это абсолютно современные школы и детсады.

Про результаты учебы. Во-первых, здесь хорошо видно, что, если…

Сергей Собянин: Мы договорились о том, что все новые детские дошкольные учреждения, рассчитанные на 300 человек и больше, должны проектироваться с бассейнами там, где территория застройки это позволяет. Это во-первых. Во-вторых, я давал поручение, чтобы вы вместе с руководителями образовательных комплексов рассмотрели возможность строительства на территории учебных заведений спортивных центров с бассейнами — тоже там, где это необходимо, там, где это возможно. Поэтому прошу: вместе с директорами школ, со Строительным комплексом, с земельным комплексом города Москвы посмотрите, где это можно реализовать, и начинать там, где явно есть возможности, программу подготовки проектирования и строительства. Это большая, огромная, сложная программа, враз ее не реализовать, но постепенно, я думаю, мы улучшим ситуацию, и школ, где сегодня нет своих бассейнов, недостаточно спортивных залов и так далее, станет меньше.

Исаак Калина: На прошлой неделе по вашему поручению Стройкомплекс провел вместе с нами заседание рабочей группы, где уже начали определяться эти объекты и будет выполняться это поручение.

Что касается результатов учащихся, Сергей Семенович, то вы видите, что если семь лет назад менее семи тысяч учащихся набирали заветные 220 баллов (и мы тогда определили, что 220 баллов — это то, к чему должны стремиться лучшие московские школьники), то сегодня этот рубеж для нас уже пройден, это более 17 тысяч таких выпускников. Причем набравших 250 и более баллов — это очень высокие результаты — стало больше, чем было 220-балльников семь лет назад. Но при этом, Сергей Семенович, мы должны признать, что введение Единого государственного экзамена в штатный режим (в 2010–2011 годах это происходило), немного уменьшило возможности московских школьников за счет…

Сергей Собянин: Уменьшило возможности московских школьников, потому что они получили конкуренцию со стороны абитуриентов со всей страны.

Исаак Калина: Конечно. Мы прикидывали, что примерно 10 процентов лучших, самых сильных выпускников страны едут поступать в московские вузы, и нашим ребятам приходится конкурировать с этими 10 процентами.

Сергей Собянин: Мы об этом не раз говорили и хорошо понимаем, что московские школьники оканчивают школу и поступают в вузы в самой конкурентной среде, потому что сюда съезжаются лучшие выпускники всех школ России. И в 2010 году действительно уменьшилось количество московских выпускников, поступивших на бюджетные места. Cейчас мы видим, насколько за последние годы опять изменилась ситуация и насколько больше московских школьников стало поступать на бюджетные места, особенно не на гуманитарные, а на технические, математические направления. В том числе и в такие вузы, как МФТИ (Московский физико-технический институт), другие технические вузы.

Исаак Калина: Сергей Семенович, вы ключевое сейчас отметили. Причем обратите внимание, что они гораздо более конкурентоспособными стали именно при поступлении в ведущие вузы Москвы, и в первую очередь на инженерные и естественно-научные специальности.

Сергей Собянин: И благодаря созданию медицинских классов произошел прорыв поступления москвичей в ведущие медицинские университеты. В Сеченовку выросло количество поступлений в три-четыре раза. Это так, да?

Исаак Калина: Да. Что называется, не хочу давать прогнозы, это всегда опасно, но я уверен, что в следующие годы эта доля повысится, потому что у нас идет новая волна выпускников, которые уже два года занимаются в медицинских классах.

Сергей Собянин: Вот эти все мучения наших школьников, когда мы заставляем изучать активно, интенсивно, повышаем требования, они дают свои результаты, а эти результаты заключаются не просто в статистических показателях, а в реальных цифрах поступления москвичей в лучшие вузы страны.

Исаак Калина: На этом слайде очень хорошо видно, как выросла конкурентоспособность за эти годы наших московских школьников. И что было бы, если бы, что называется, не было этих усилий.

Понятно, что, кроме Единого государственного экзамена, нашим ребятам очень помогают победы на олимпиадах, об этих результатах мы уже докладывали, но таблица говорит сама за себя, насколько выросли результаты на всероссийской олимпиаде. Поэтому московские школы сегодня занимают 156 мест в списке 500 лучших школ России. Хотя, надо признаться, условия этого рейтинга такие, что московские школы немного не то что дискриминируются, но все-таки находятся в сложных условиях по сравнению со школами других регионов. Может быть и правильно, что есть некоторые преференции региональным школам, но тем не менее количество школ, их доля даже в условиях такой конкуренции у нас сегодня растет.

Очень хорошо поднялись у нас колледжи, благодаря тому что они тоже стали активными участниками различных конкурсов, первенств, в том числе и международных. Сегодня мы видим результаты по профессиональному мастерству, они стали лучшими в России, в том числе — это, по-моему, очень важно — для детей с инвалидностью. На «Абилимпиксе» московские ребята из колледжей выигрывают, что называется, влегкую. И на международном чемпионате очень серьезные победы — вы награждали наших ребят-победителей и тоже это знаете.

Сергей Собянин: Всегда считалось, что с точки зрения профессионального мастерства, рабочих профессий Москва деградирует, что здесь нет хорошего профессионального образования, что идет вымирание промышленности, целых отраслей. Но и показатели, и последние результаты говорят прямо об обратном: качество профессионального образования в Москве лучшее, поэтому мы занимаем первые места.

Исаак Калина: Уже проведены две международные московские олимпиады мегаполисов, и московские школьники, вы видите, показывают результаты лучше, чем такие мощнейшие команды, как команды Гонконга, Шанхая и многие другие. Это итоги участия московских школьников в международных олимпиадах. Хотя это команда не Москвы, а России и мы немного ограничены в количестве мест в этой команде, а то результаты были бы еще выше, но тем не менее вы видите, что очень значительно выросло количество медалей, которые привозят в Москву школьники.

И конечно же, Сергей Семенович, не могу не сказать, что я встречаюсь с ребятами-победителями, они все очень благодарны за гранты, которые они получают за победу в международных олимпиадах. Это очень серьезная поддержка. Более того, сегодня многие регионы пытаются тоже пойти этим путем, поэтому благодарны не только члены нашей сборной, но и ребята, которые…

Сергей Собянин: Мне кажется, они достойны того, чтобы получать значительные премии, призы. Достичь таких результатов на международных соревнованиях — это сродни серьезным чемпионатам мира по различным видам спорта: здесь нужно не только руками работать, но и головой думать.

Исаак Калина: В этом году мы получили результаты исследования чтения, и это не просто чтение, это глубокое понимание текста, анализ текста нашими четвероклассниками. И московские четвероклассники оказались лучшими в мире. Ниже этих десяти территорий еще 51. То есть 61 территория участвовала в этом международном исследовании. Как видите, территории достаточно солидные, и там еще в списке 51 страна, и московские школьники с очень большим отрывом заняли первое место, хотя выборка была очень большая, причем она абсолютно случайная и делается международными исследователями, мы не имеем никакого влияния на это. Это очень хороший результат, и это такой задел на будущее…

Сергей Собянин: А Соединенные Штаты на каком месте?

Исаак Калина: Где-то там…

Сергей Собянин: Где-то там — это где?

Исаак Калина: Не скажу точно, но невысоко.

Сергей Собянин: Всегда говорят, у нас есть такой образец, к чему мы должны стремиться, а их даже в таблице не видно, они действительно где-то там.

Исаак Калина: При этом, Сергей Семенович, не одной учебой заняты ребята — они участвуют в огромном количестве мероприятий, в том числе связанных с формированием желания, умения быть полезным своей стране, городу. Это и есть, наверное, то, что мы должны называть патриотизмом, — желание и умение быть полезным стране и городу. И вы всегда участвуете, спасибо, в параде кадет 6 мая, мы опять готовимся. Сегодня таких ребят у нас уже более 12,5 тысячи, и количество их растет в городе. Ну и все остальные олимпиады связаны с Москвой.

Сейчас появилась очень интересная новая олимпиада. Мы ее пока здесь не показали, но она все больше и больше вызывает интерес. Это история и культура храмов столицы. Огромный интерес у ребят, в Москве на самом деле очень много есть чего изучать, показывать все это.

Ну и наверное, для каждого жителя Москвы важно то, что мы сегодня стремимся, и школы все больше этому соответствуют, не так чтобы по всему городу нужно было искать школу, которая решит твои задачи, а чтобы сегодня практически каждая школа, по крайней мере школа одного микрорайона, могла реализовывать все программы, которые требуются нашим семьям, нашим детям. Про допобразование могу сказать одно, что я уже не могу разделить, где наши дети получают допобразование — в школе, во дворце, в кванториуме, на предприятии, в колледже. То есть, по сути дела, сегодня весь город стал единой площадкой дополнительного образования. И сегодня я поэтому благодарен всем коллегам, многие из которых этим занимаются, сегодня в самом деле возможности дополнительного образования у московских ребят очень большие. Школы при этом тоже предоставляют свои возможности и являются интегратором в допобразовании детей.

Здесь мы постарались выбрать, на наш взгляд, основные механизмы, которые помогли московским школам достичь высоких образовательных результатов. Наверное, это незавершенный список, его можно и продолжать, но эти вещи все-таки нам кажутся основными из тех, которые позволили развиваться в эти годы московским школам, очень серьезно развиваться. Конечно, важна моральная мотивация, но хорошо, когда она сопровождается очень солидными материальными грантами, и школы оценили это сегодня. И то, что гранты увеличены и в 2017 году, и в 2018 году, — это, конечно, большое дело. Очень важную роль играет, конечно, рейтинг московских школ. И если первое время, может, он и вызывал какие-то обсуждения, то он совершенствуется каждый год, и сегодня он уже стал такой «лоцией» для московских школ, потому что показатель рейтинга охватывает очень широкий спектр того, что нужно столичной семье, и мотивирует московскую школу на реализацию этих потребностей.

Сейчас два ключевых мегапроекта. Мегапроект «Московская электронная школа» вызывает интерес не только московских учителей, все чаще приезжают к нам коллеги из регионов, которые знакомятся с ним, которые ждут, когда возможности МЭШ дойдут до них. Сегодня идет серьезное наполнение содержательным контентом «Московской электронной школы», и все больше и больше учителей начинают осознавать ее как замечательного помощника учителю, ученику и семье тоже.

И второй проект — это интеграция разных уровней образования для достижения высоких образовательных результатов московскими школьниками. И мы выбрали такой девиз, и его приняли школы: «Готов к учебе, жизни и труду в современном мире». Понятно, что мы здесь не могли обойтись без наших высших учебных заведений, без наших технопарков, и они очень серьезно вкладываются во все эти моменты. У нас реализуется в рамках этого направления несколько очень интересных проектов, которые, по сути дела, можно считать серьезным включением старшеклассников в профессию. Поэтому мы эти классы называем предпрофессиональными, и те ребята, которые учатся в этих классах, — они уже точно выбирают профессию осознанно, потому что они ее глубоко поняли.

И конечно, задачи на 2018 год. Я не буду все повторять, единственное, наверное, обращу внимание на то, что мы планируем очень серьезно продолжить развитие школы для старшеклассников, потому что, надо сказать, конкуренция при поступлении в вузы, причем в престижные вузы, растет, и нам, конечно, нужна очень мощная… Понятно, что не ослабевает наше внимание ни к дошкольному образованию, ни к начальной школе, ни к средней, но нам нужно очень серьезное обновление старшей школы, технологическое обновление — и спасибо, мы сегодня имеем ресурсы для этого, — и кадровое обновление старшей школы. Поэтому учителя, которые работают в старшей школе, планируют в ней работать, у нас сегодня проходят серьезную переподготовку. В первую очередь это, конечно, учителя информатики, потому что она сегодня является базой, для того чтобы наши ребята были адаптированы к работе, к жизни в цифровой экономике, в цифровом обществе. Поэтому сегодня идет такое обновление преподавания информатики. Это наши ключевые задачи на 2018 год, и школы эти задачи хорошо понимают, знают, принимают, и есть ресурсы для их реализации. Поэтому я уверен, что задачи удастся решить в 2018 году.

Сергей Собянин: Договаривались с педагогами о том, что, помимо государственной программы, мы в ближайшие месяцы выработаем вместе с ними основы стратегии, идеологии дальнейшего развития образования Москвы, чтобы это был документ, на базе которого строилось бы представление о том, каким должно быть идеальное образование, к чему мы должны стремиться в ближайшие годы, может даже десятилетия. И этот документ важен не только тем, что он будет составлен, на нем будут стоять печати, а, скорее всего, возможностью обсудить в педагогическом сообществе, в экспертном сообществе, каким должно быть современное образование.

Исаак Калина: Сергей Семенович, задача была принята, и мы с активистами ассоциации учителей и активистами ректорского сообщества — надо сказать, что ректоры с нами сейчас очень активно сотрудничают, им тоже важны выпускники московских школ, — мы сейчас некую основу, самую такую, в первом приближении, сделаем…

Сергей Собянин: Хорошо, давайте, в ближайшее время проведем такой круглый стол, чтобы приступить к этой работе.

Исаак Калина: Хорошо, спасибо.

Источник: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

О результатах реализации программы «Столичное образование» в 2017 году и планах на 2018 год